• 23.09.2019

    История кино в деталях


    В Алматы открылся Музей казахского кино, который так же, как и национальная киностудия, носит имя основоположника национального кинематографа Шакена Айманова.

    Мероприятие началось с праздничного концерта с участием казахстанских исполнителей – Адильхана Макина, Ушкына Жамалбека, Ерлана Кукиева, Айнур Ниязовой. Затем был показан документальный фильм Булата Нусимбекова «Шакен Айманов: человек и легенда», снятый в 2014 году к 100-летию мэтра.

    Идея открытия Музея казахского кино имени Шакена Айманова впервые была озвучена 2 года
    назад, когда кинематографисты в канун очередного дня рождения Шакена Кенжетаевича возлагали цветы к его памятнику. В тот день тогдашний президент АО «Казахфильм» Бахыт Каирбеков заявил, что «киностудия в ближайшем будущем надеется возродить музей памяти Шакена Айманова, чтобы следующее поколение также узнало и полюбило проникнутое жаждой жизни творчество человека-фейерверка, человека-праздника».

    Поздравить кинематографистов со знаменательным событием приехал аким Алматы Бакытжан Сагинтаев. В торжественной церемонии открытия музея принимали участие вице-министр культуры и спорта Нургиса Дауешов; поэт, писатель, ученый, известный общественный деятель Олжас Сулейменов; председатель правления Союза кинематографистов Казахстана Ермек Турсунов, другие деятели отечественного кинематографа.

    – Никогда не видел столько киношников в одном месте! – заметил Олжас Сулейменов.

    Среди кинематографистов было немало ветеранов, получивших путевку в кино от Айманова. Один из них – кинорежиссер Сатыбалды Нарымбетов.

    – После школы я поступил на филологический факультет
    КазГУ. С третьего курса с благословения заведующего отделом литературы и искусства редакции газеты «Лениншіл жас» Абиша Кекилбаева стал активно печататься. Но скоро заскучал, – рассказал Сатыбалды Нарымбетов. – Решил ехать в Москву – поступать в литинститут имени Горького. Приехал и… опоздал. Взяв в каждую руку по брикету любимого с детства эскимо, пошел гулять по Москве. Прохаживаясь по ВДНХ, увидел идущую мне навстречу группу казахов. Среди них ярко выделялся Шакен Айманов, которого я знал по фотографиям и по киноэкрану. Приблизившись, увидел Мажита Бегалина (его тоже знал заочно) и художественного руководителя Казахской киностудии Камала Смаилова, с которым благодаря Абишу Кекилбаеву был знаком вживую. На вопрос «Что ты тут делаешь?» я рассказал свою печальную историю, добавив, что через два дня собираюсь домой. И тут вмешался Шакен. «Кто этот парнишка?» – спросил он Камала. – «Подающий надежды писатель. Абиш Кекилбаев о нем хорошо отзывается». – «Пусть поступает во ВГИК», – предложил Шакен. Про ВГИК я раньше не слышал, в чем и признался. «Слушай, в этом году, кажется, набирают студентов из Казахстана, – обратился Шакен Айманов к Смаилову. – Если он действительно хорошо пишет, включи его в группу сценарис­тов». Так я с легкой руки Айманова пришел в кино...

    Ленту перед входом в Музей казахского кино разрезали пат­риарх отечественного кино, народный артист СССР Асанали Ашимов и президент киностудии «Казахфильм» Арман Асенов. Это событие, как отметил Арман Асенов, имеет большое культурное и историческое значение.

    – Все экспонаты, представленные в музее, собраны и сохранены благодаря людям, душой болеющим за кинематограф, – говорил он. – Например, Гульфайрус Исмаи­лова, работавшая художником-постановщиком в картине «Қыз Жібек» Султана Ходжикова, передала в будущий музей еще при жизни камзол, платье и саукеле главной героини. Уникальная коллекция
    съемочной аппаратуры сохранилась благодаря механику по ремонту кинематографического оборудования и коллекционеру фототехники Ивану Лукичу Зайцеву. Для него не бывало безвыходных ситуаций, он восстанавливал даже те камеры, которые собирались выкинуть. Его гордостью были камеры «Деб­ри» и «Аскания», остававшиеся со времен ЦОКСа – Центральной объединенной киностудии, работавшей в годы войны в Алма-Ате. Этими камерами снимали Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин, операторы Сергея Эйзенштейна на фильме «Иван Грозный».

    – Афиши старых фильмов сохранил Ментай Утепбергенов. В странах СНГ и не только Ментай приобрел известность как знаток мирового кино и собиратель киномарок, афиш, пластинок, патефонов, редких книг, ножей, – продолжил президент «Казахфильма». – Говорят, Катрин Денев, обнаружив в выпущенном в 1998 году «Справочнике Ментая» киномарку, где она была запечатлена в одной из своих первых ролей, была приятно удивлена. Эта страсть сдружила его с двумя Сергеями – Герасимовым и Бондарчуком, также коллекцио­нировавшими редкие книги и пластинки.

    Актриса Жанна Куанышева, выступив в роли экскурсовода, показала уникальные экспозиции музея. Одна из них – восстановленный кабинет Шакена Айманова. Несомненно, огромный вклад внесли родственники Айманова. Они еще раньше передали киностудии диван, стол, стулья, личные вещи и коллекции зажигалок и ножей Шакена Кенжетаевича. В этот раз Асанали Ашимов, чьей первой женой была Майра Айманова, дочь основоположника казахского кино, подарил музею портрет Айманова и репродукцию с кадром из фильма «В одном районе», где они с Шакеном Аймановым снимались в далеком 1960 году.

    Среди других экспонатов – камера легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна, оригинальные костюмы героев из разных кинофильмов, вошедших в золотой фонд казахского кино. Одним из знаковых экспонатов стал приз молодого режиссера Фархата Шарипова – Гран-при «Золотой Георгий» Московского международного кинофестиваля (ММКФ-2019) за фильм «Тренинг личностного роста».

    В день открытия коллекцию музея пополнили юбилейные серебряные монеты, выпущенные Национальным банком РК к 100-летию Шакена Айманова и 50-летию казахской анимации. Что касается последнего события, то полувековой юбилей неразрывно связан с первым казахским мультфильмом «Почему у ласточки хвост рожками?» К этой дате АО «Казпочта» выпустило тематическую одно­именную марку.

    Монеты и марку вручали главный дизайнер Национального банка Алмат Басенов и техничес­кий редактор управления знаков почтовой оплаты АО «Казпочта» Онгарбай Инкарим-ай.

    …Открытие Музея казахского кино им. Ш. Айманова можно считать знаковым событием для кинематографа Казахстана, которое ярко дополняет юбилейные даты 2019 года, связанные с именем Шакена Айманова. Вот некоторые из них:

    – 35 лет назад, в 1984 году, в Алма-Ате его именем названа улица и киностудия «Казахфильм», а на доме, где жил режиссер, установлена мемориальная доска.

    – 45 лет назад вышел документальный фильм «Шакен Айманов», посвященный творчеству мэтра, а спустя 40 лет еще один – «Шакен Айманов: человек и легенда».

    – 50 лет назад, в 1969-м, снятый им фильм «Ангел в тюбетейке» награжден дипломом смотра-конкурса кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана.

    – В 1964 году Шакен Айманов выступил как режиссер, актер (Алдар-Косе) и сценарист в картине «Безбородый обманщик».

    – В 1959-м фильм «Наш милый доктор» награжден поощрительным дипломом Всесоюзного кинофестиваля. В том же году режиссеру картины Шакену Айманову было присвоено звание народного артиста СССР.

    АВТОР:
    Галия Шимырбаева
    08:56, 23 Сентября 2019


Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

 

АО "Казахфильм"
им. Шакена Айманова
г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 176. 
302-16-77(факс)
kense@kazakhfilmstudios.kz


Все права защищены
АО "Казахфильм"
2009-2019