• 14.08.2019

    Новый глава «Казахфильма» знает, какое кино снимать и какой аэропорт переименовать


    «Арман батыр пришел» - так отреагировали коллеги-кинематографисты на новость о назначении Армана Асенова исполняющим обязанности президента киностудии «Казахфильм». И «батыр» - это не потому, что в фильмографии Асенова-актера – роли Атиллы и Кобланды, Кара-майора и Чингисхана. А потому, что в биографии Асенова-продюсера – серьезная работа во многих проектах и организациях как в Казахстане, так и за рубежом: от российской Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького (заместитель директора) до алматинского Дворца республики (директор ТОО)

    Незадолго до своего назначения Арман Асенов рассказал Forbes.kz о том, «выстрелит» ли в ближайшее время казахстанское кино, на какие темы нужно снимать фильмы нашим кинематографистам, и почему стоит переименовать жезказганский аэропорт.

    F: Арман, в свое время вы пришли в кино, когда многие, наоборот, уходили. Верили в его будущее?

    - В девяностые годы, когда все развалилось, многие ушли из профессии, поменяли специальность. И сегодня в нашем кинематографе есть старшее поколение и есть молодежь, а людей среднего возраста, тех, кому на момент развала Союза было 20-30, а сегодня 40-50 лет – очень мало: Ахан Сатаев, Рустем Абдрашев, Канат Торебай, я... И я сегодня очень рад, что мы остались и что молодое поколение подхватило.

    Я думаю, что именно у кино в Казахстане большое будущее. Я даже больше скажу: наверное, единственный бренд, который достался нам от советских времен и остался хорошим, чистым, незапятнанным, и который узнают и признают в мире – это наше кино.

    F: А вас не смущает, что в этом молодом поколении много непрофессионалов, и кассу у нас в кинотеатрах собирают фильмы-однодневки?

    - По всем канонам фильмы, о которых вы говорите – это действительно вроде бы кино. И люди думают, что это кино, и его смотрят. А на самом деле это амбиции посторонних людей, которые пытаются выразить себя в нашем многожанровом деле. Но настоящее кино – это совсем не то, что они делают. Это искусство. А эти однодневки, на которых, опять же, вроде бы как бы можно заработать – это далеко не искусство.

    F: А их это волнует?

    - В том-то и проблема, что их это не волнует. И я думаю, что надо снова вводить такую систему, которая была раньше – о квалификационных требованиях к кинематографистам. Например, у нас есть закон о госзакупках – он для всех одинаковый: что ты дом строишь, что заправку делаешь, что кино снимаешь. Но в законе, кстати, прописано, что в этом процессе – постройки заправки или съемок кино – должны участвовать тарифицированные специалисты. Я сейчас не помню точно число, но больше половины – точно. Почему-то, когда речь идет о кино, этот момент не отслеживается. Приходят люди с улицы, пишут на коленке сценарий, запускаются, выходят в прокат, и, главное, зритель думает: это наше кино! А это далеко не кино, и мы, профессионалы, пребываем по этому поводу в расстроенных чувствах, потому что, прикрываясь благим делом – созданием отечественного кино – люди просто делают деньги.

    F: Но они их делают. И оказываются в топе в прокате. А тот же «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова многие просто не успели посмотреть.

    - Мы в свое время снимали кино с Бахтиёром Худойназаровым (режиссер, обладатель «Серебряного льва». - F), и у него был при мне такой же разговор с российским режиссером и продюсером Сергеем Сельяновым. «Ты снимаешь авторское кино, фестивальное, а вот я – коммерческий», - сказал Сельянов. На что Бахтиёр ответил: «А в чем разница? Где эта пограничная черта? Что – авторское кино не может собирать деньги? Давай в ближайший магазин дисков зайдем (тогда еще продавали DVD) и посмотрим». А дело было в Германии, где запускался наш фильм «В ожидании моря». Они зашли в магазин и увидели диск с фильмом Бахтиёра «Лунный папа» - вроде как некоммерческим, но который окупил себя три раза. И ни одного диска с коммерческим российским кино. То есть умный зритель все равно идет на настоящее кино.  

    F: А сколько у нас этих умных зрителей?

    - Мы, наверное, только созреваем. А в Европе, особенно во Франции, даже в кинотеатрах мало коммерческих картин. В основном хорошее фестивальное кино.

    F: Нет сегодня опасения испортить зрителя, не дождавшись его «созревания»?

    - Есть. Время пролетает моментально – и вырастают целые поколения, которые не смотрят хорошее, настоящее, истинное. Вырастают на ширпотребе. Есть культура похода в кино, культура похода в цирк, культура похода в театр. Если она с детства не привита – вряд ли человек обретет ее, став взрослым. В кинотеатры же в основном ходит молодежь, и мы думаем, что вот они сейчас наедятся всей этой ерунды и к 40 годам захотят смотреть настоящее – но этого, скорее всего, уже не будет. Поэтому должен быть системный государственный подход. Хорошее кино должно превалировать в прокате. Его надо донести до людей – и тогда, отвечая на ваш предыдущий вопрос, мы получим умного зрителя.    

    F: И как уговорить на это прокатчиков?

    - Вот этот момент никак не произойдет – момент, когда «поженятся» бизнес и настоящее искусство. Прокатчиков можно понять, им надо деньги зарабатывать: никто же не дает им денег на закуп оборудования, его обновление и т.д. Думаю, что этот вопрос должен решаться на законодательном уровне.

    Знаете, что делают в России? У них совсем другая система получения прокатного удостоверения на аудиовизуальную продукцию. У нас - через eGov, где обязаны выдать в течение трех дней, не дай Бог, не выдашь – это уже коррупция. И порой даже получается так, что заявитель сам определяет возрастной и временной ценз фильма. А в России, я расскажу на примере, когда шел фильм «Сталинград», прокатное удостоверение для зарубежного кино на прайм-тайм, с пяти до девяти вечера, просто не выдавалось. При этом никто никого не ущемлял, то есть это как платные и бесплатные дороги: вы могли посмотреть американское кино, но в 12 часов ночи. А в прайм-тайм, когда обычно зрители приходят с детьми – только отечественное. Так можно привить вкус к своему кино.

    Представьте: ребенок раз посмотрел свое кино, два, три – и у него уже есть своя история взаимоотношений с кинематографом. А у нас прайм-тайм занят голливудскими фильмами – естественно, ребенок будет только на них и ходить в будущем, когда станет взрослым. И своих детей на него поведет. Вот это проблема! Этакий «астанинский синдром»: пришел, поработал, ушел, а завтра – хоть трава не расти. А нам нужна программа на много лет вперед – продуманная, грамотная программа воспитания поколения. Это как в экономике: много лет назад «зашел» доллар – всё, все мысли теперь только в долларах. То же самое в культуре: зашло американское кино – и наш зритель теперь мыслит только его категориями. А нам нужно свое кино: пусть это будет казахское, пусть это будет кыргызское, пусть это будет якутское, но – свое...

    F: О чем может быть это свое кино, чтобы понравиться сегодняшнему зрителю?

    - Нам точно не надо соревноваться с Голливудом на их территории – они «монстры». Не надо лезть в космические войны, какое-то футуристическое будущее. У нас есть хорошая тема – наша история. Я общался со Стивом Рансохоффом, со-президентом American Film Finances (это компания, которая дает страховку на все американские фильмы), и он сказал мне: «Нужно, чтобы у вас была узнаваемость».

    Сегодня у индусов – своя узнаваемость, у корейцев – своя, у китайцев... Нас могут начать узнавать по историческому кино. Люди сейчас немного устали от компьютерных технологий, им хочется живого запаха с экрана, настоящей идеи и реальной истории. Вот эту нишу мы можем заполнить. Причем здесь еще такой момент: правительство объединило туризм и кинематограф в один кластер – и это правильно. Мы можем показать в кино нашу потрясающую природу и нашу интересную историю – и тем привлечь туристов.

    Вот, например, вы знаете, где похоронен хан Жошы (Джучи), старший сын Чингисхана, о котором мы планируем снять фильм? В Улытау, близ Жезказгана. А если назвать местный аэропорт «Жошы-хан»? Две латинские буквы по международной классификации: JO. Представляете, какая это тема для мирового туризма?..  


Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

 

АО "Казахфильм"
им. Шакена Айманова
г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 176. 
302-16-77(факс)
kense@kazakhfilmstudios.kz


Все права защищены
АО "Казахфильм"
2009-2019