• 11.06.2010

    Лекция Гульнар Абикеевой об истории казахстанского кинематографа

    110 июня в «Coffeedelia» состоялась лекция известного казахстанского киноведа Гульнар Абикеевой об истории казахстанского кинематографа от советского периода по новейшее время.
    Киностудия «Казахфильм» оглядывается назад и смотрит в будущее. Известный казахстанский киновед и кинокритик Гульнар Абикеева в своей лекции о казахстанском кино разделила казахстанский кинематограф на, так называемые, «четыре волны», высшая точка в развитии и силе искусства которых приходится на тридцати- и -сорокалетний возраст режиссеров.

    «От тридцати до сорока лет человек достигает своей точки акме. И мы можем убедиться в этом, наблюдая кинофильмы казахстанских режиссеров, которые снимали свои лучшие работы именно в этом возрасте» — сказала во вступлении Гульнар Абикеева.

    «Казахстанское кино уникально тем, что в нем одновременно работают четыре поколения, четыре абсолютно разных по своим задачам направления режиссеров», — продолжила Абикеева, делая подробный анализ каждой из четырех казахстанских «волн». По ее словам, «старшее поколение» — это поколение режиссеров, которое начинало свою деятельность при СССР. «Их задачей было показать глобальные проблемы, такие как коллективизация, джут, национальное самосознание казахского народа», — уточнила кинокритик и показала зрителям в качестве примера отрывок из фильма «Атажурт», в котором поднимается проблема объединения и дружбы народов, живущих на территории Казахстана.

    «Вторая волна» — это девяностые годы, так называемая, Казахстанская «новая волна». Гульнар Абикеева, перечисляя представителей этого жанра, называла казахстанскую «новую волну» «истинным артхаусом высшей пробы». «Именно произведения „новой волны“ — глубоко социальные, непростые по сюжету и режиссерским решениям фильмы прославили Казахстан на мировом уровне, на таких фестивалях как Каннский, Берлинский, Токийский и т. д. С начала девяностых годов, с появлением „новой волны“ о Казахстане заговорили как о стране, производящей элитарное артхаусное кино», — уточнила она.
    «Однако многие из тех режиссеров, следуя времени, сегодня снимают так называемые «гламурные фильмы», — отмечает Абикеева, приводя в пример и демонстрируя собравшимся зрителям отрывки из комедийной мелодрамы Амира Каракулова «Нереальная любовь. КЗ». При том, что она отметила несомненное мастерство режиссеров, Абикеева все же считает, что эти фильмы «далеки от отображения социальной ситуации и социальных проблем».
    Объясняя особенности «третьей волны», Гульнар Абикеева сделала акцент на знаменитой российско-казахстанской комедии «Ирония любви»: «Для режиссеров „третьей волны“, которые начали свою работу в начале 2000-х, характерно погружение в российское культурное пространство. Это нормально, мы все живем в этом пространстве, поэтому нет ничего удивительного, что и режиссеры стремятся делать фильмы по образцу российского кино». Вместе с тем, по словам лектора, эти режиссеры демонстрируют и профессионализм международного уровня, например, совместный с «Казахфильмом» фильм Акана Сатаева «Ликвидатора» производит впечатление «безукоризненностью режиссуры и выверенностью каждого кадра».

    И наконец, «четвертая волна казахстанского кино» — «дети Независимости». Гульнар Абикеева отметила их смелость, нестандартность и яркость мышления, которые видны уже на мировом уровне: три работы молодых режиссеров уже одержали победу на международных конкурсах. В качестве наглядого примера был показан трейлер к готовящемуся к выпуску в сентябре фильму «Сказ о розовом зайце». «„Дети Независимости“ — это поколение эстетов, но нужно отметить, что в «Сказе о розовом зайце» силен и социальный элемент», — отмечает киновед.

    В заключение встречи, приглашенные гости задавали вопросы лектору и режиссеру Фархату Шарипову. Прозвучали разнообразные вопросы и предложения: о контенте в сети Интернет, о грядущих планах «Казахфильма» и Фархата лично. На последний вопрос, планируется ли продолжение «Розового зайца», режиссер ответил шуткой — «Обязательно, и там будут скачки на лошадях, перестрелки и инопланетяне!»
    Лекция о кино и, в частности, об истории кино, произведенного на кистостудии «Казахфильм» собрала в Алматы в кафе «Кафеделия» немало заинтересованных слушателей, среди которых были и журналисты, представители казахстанских телеканалов и интернет-изданий, и просто люди, интересующиеся отечественным кино. Так же присутствовали приглашенные гости — известный актер Фархат Абдраимов, режиссер Фархат Шарипов, чей «Сказ о розовом зайце» можно с полным правом назвать одной из самых ожидаемых премьер 2010 года.



Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

 

АО "Казахфильм"
им. Шакена Айманова
г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 176. 
302-16-77(факс)
kense@kazakhfilmstudios.kz


Все права защищены
АО "Казахфильм"
1956-2019