• Апрымов Серик

    Смотреть все фотографии
    Апрымов Серик
    АПРЫМОВ Серик Секенович, кинорежиссер. Заслуженный деятель Казахстана (1998). Лауреат Независимой премии «Тарлан» (2000). Член Союза кинематографистов СССР (1988). Родился 28 октября 1960 года в селе Аксуат Аксуатского района Семипалатинской области. Окончил режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии в 1989 году.
    После окончания школы продолжил учебу в Алма-Атинском индустриальном техникуме, затем, после службы в рядах Советской Армии, пришел на киностудию «Казахфильм» им. Ш. Айманова, где работал водителем, администратором, ассистентом режиссера. Когда был объявлен конкурс в мастерскую Сергея Соловьева, решил испытать судьбу и поступил на режиссеркое отделение ВГИКа, который окончил в 1989 году. По окончании ВГИКа  работал ассистентом режиссера в компании Би-Би-Си  в Лондоне.
    Еще во время учебы во ВГИКе им были сняты два короткометражных фильма - «Двое ехали на мотоцикле» и «Гипнотизер», которые поразили профессоров и студентов ВГИКа чистотой и совершенством формы, особой выразительностью кинематографической речи, тонкой иронией, мягким юмором и теплотой отношения к героям.
    «Первый полнометражный художественно-игровой фильм «Конечная остановка», он же и дипломный фильм, оцененный на «отлично» Председателем экзаменационной комиссии кинорежиссером Никитой Михалковым был показан на Неделе критики Каннского кинофестиваля. Эстетические принципы, провозглашенные в фильме «Конечная остановка» - доверие к реальности, вместо актеров - люди с улицы, типажи, вместо выстроенных в павильоне декораций - живая природа, объективная подлинная реальность. В его картинах нет политической установки, сознательного принуждения зрителей к восприятию той или иной идеологии… Это свободное кино, стремящееся к отображению внутреннего состояния художника, фильм, в котором, безусловно, отражается и окружающая нас социально-общественная реальность… Во второй картине «Сон во сне» (1992) Апрымов обращается к городской теме. Тема - поиск внутренней гармонии, согласия между духовным миром человека и объективной реальностью. Фильм был создан методом - от противного - в поисках новой иллюзии - и был соткан из актерских иллюзий - игры, сна, грез, вольных фантазий.
    В фильме «Аксуат» (1998) Апрымов возвышается к истокам своего творчества: сюжетным мотивам, темам, поэтике своих первых кинолент, но это возвращение не по кругу, а по спирали, на более глубоком, философском уровне осмысления материала. Человек и его «Я», Человек и Общество. Эти основополагающие категории бытия индивидуума в современном мире на экране гармонично переплетаются между собой, составляя материю и дух произведения. Тема умирающего аула, с саднящей болью заявленная в «Конечной остановке» в «Аксуате», решена на другом уровне, без демонстрации внешних признаков деградации. В фильме «Аксуат» нет грязи, нищеты, необустроенности быта. Здесь зло носит тотально психологический характер: оно внутри каждого из нас… Если в фильме «Конечная остановка» герой добровольно покидает свой аул - обетованную землю детства, то в кинокартине «Аксуат» он остается. Жизнь без права выбора - таков трагический итог художественного исследования мира современного человека.
    Фундаментальные идеи западного кино об одиночестве индивидуума и агрессивности общества в фильмах Апрымова обрели свою особую ментальность и неповторимый эстетический колорит. В картине «Три брата» Серик Апрымов, как автор и режиссер, также продолжил философию своих прежних картин. На этот раз объектом скрупулезного киноанализа стали мир мечты и иллюзий человека…
    Фильм «Охотник», снятый режиссером в 2004 году  стал  первым опытом в казахском кино, когда режиссер пытается окончательно порвать с собственным стилем, с  традициями «новой волны». Картина демонстративно призывает к новому мифологическому кино, где на экране  предстает человек не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть.
    Апрымов С. - Лауреат премии Союза молодежи Казахстана, Лауреат Независимой премии «Тарлан» (2000), дважды удостоен Государственной стипендии Республики Казахстан. Его фильмы награждены многочисленными  призами Международных кинофестивалей: «Двое ехали на мотоцикле» - Гран-при за лучший короткометражный фильм на ВКФ «Молодость- 87» г. Киев; Гран-при за лучший короткометражный фильм на ВКФ г. Баку.
    «Конечная остановка» - Гран-при за лучший фильм на ВКФ «Молодость-89» г. Киев.
    Отмечен Специальным Дипломом на ВКФ «Дебют» г. Москва; Гран-при за Лучший игровой фильм на 1-ом Смотр конкурсе СК Казахстана.
    «Аксуат» - Специальный приз     жюри Международного кинофестиваля «Евразия-98», г. Алматы; Приз «Серебряный Монгольфье», приз за лучшую мужскую роль, приз публики, приз французских дистрибьюторов на МКФ Трех континентов (Франция); Национальной Галереей   современного искусства в г. Нью-Йорк фильм признан лучшим фильмом стран СНГ и Балтии 1999 года; Приз «За режиссуру» на Первом кинофестивале «Звезды Шакена», 2003  год, Алматы.
    «Три брата» - Специальный приз жюри, приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на IX Открытом  Фестивале стран СНГ и стран   Балтии «Киношок-2000»; Гран-при за лучший фильм Азии, приз мэра города Токио на XIII МКФ в Токио (Япония); Специальный приз жюри, приз   за  лучший сценарий на XVIII МКФ в Турине (Италия); Специальный приз жюри, приз публики на XXII МКФ Трех Континентов (Франция); Гран-при за лучший фильм на IV МКФ «Cinemaya» г. Дели; Гран-при «За лучший фильм» на Первом кинофестивале «Звезды Шакена», 2003 год, Алматы; на XXIX Международном кинофестивале в Роттердаме в 2000 году состоялась мировая премьера фильма «Три брата» и режиссеру Апрымову была посвящена целая программа под названием «Режиссер в фокусе», что означает не только показ всех его фильмов, но и специальное ток-шоу, масса интервью, встреч и дискуссий.
    «Охотник» - Третий приз Молодежного жюри - Junior Jury Award. NETPAC Award. CICAE Award (ARTE) на МКФ в Локарно, 2004 г.; Приз Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок» - «За лучшую режиссуру»; «Лучший казахстанский фильм» по итогам конкурса Астана-Байтерек; Приз на МКФ в г. Милане
    В 2009 году ему присвоен титул «Экран Шебері».

    ФИЛЬМОГРАФИЯ. Снял художественные фильмы: «Двое ехали на мотоцикле» (КФ, 1986, к. м.), «Гипнотизер» (КФ, 1988, к. м.), «Конечная остановка» (КФ, 1989), «Сон во сне» («Сергелден», «Дневник молодого человека», КФ, 1993), «Аксуат» (КФ, 1998), «Три брата» (КФ, 2000). Охотник (КФ, 2004), «Дом на Озерной» (2009, Россия, сериал).

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

 

АО "Казахфильм"
им. Шакена Айманова
г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 176. 
302-16-77(факс)
kense@kazakhfilmstudios.kz


Все права защищены
АО "Казахфильм"
1956-2019